Посвящается Вере Готиной

1
Рояль молчит, он бормотать устал.
Потерю эту не отметишь датой.
Ведь были руки смелы и крылаты:
молитва – плач – надежда и мечта,
а ныне оглушает пустота,
лишь клавиши белеют виновато.
2
Светящийся шар гармонии
просто влетел в комнату,
завис над клавишами,
где пальцы искали на ощупь
и вдруг обрели смысл.
3
Я возьму щепотку печали
и на ощупь найду трезвучье,
ты ответишь веселым эхом
и развесишь гирлянды света.
Так мелодия станет песней
и проложит свою тропинку.
Древо жизни растет от корня,
свет и тени равно прекрасны.
Я добавлю частицу счастья
и пространству скажу спасибо
за чудесное совпаденье.
Древо жизни растет беспечно
и не знает, что будет завтра.
01.07.2019
Звучащий мир Веры Готиной
«День звался плоть, а сквозь нее – трава,
А голос мой скользил за облака…»
Эти строчки мне вспомнились, когда я увидела среди облаков знакомое лицо. Но голос – нет, он не за облаками, он с них спускается ко мне, стоит лишь представить Веру.
А началось так. Однажды моя близкая подруга, поэт Инесса Ганкина, сказала: «Представляешь, я познакомилась с удивительной женщиной – музыкантом и композитором. К тому же она очень заинтересовалась моим творчеством, хочет написать песни на мои стихи». Я порадовалась: действительно, интересный проект. А через некоторое время…
…Концерт – презентация музыкально-поэтического совместного альбома Инны и Веры должен был состояться в нотно-музыкальной библиотеке. Я туда неслась семимильными шагами, позабыв о «каторжном» выходном на родительской даче, предвкушение придавало силы. Ну вот, наконец… За фортепиано я увидела симпатичную женщину элегантного возраста, с удивительно вдохновенным лицом. В нем сквозили и доброта, и хитринка, и ирония, и дерзость, и сумасшедшинка. И все это звучало в музыке, в манере исполнения песен (и стихи-то хороши!). И это настроение витало в атмосфере зала. Я ранее условно могла представить, что стихи подруги могут быть положены на музыку. Но так!.. Все играло новыми цветами, красками, звуками, захватывало и уносило в неизведанное. Следует сказать, что пела не только Вера. Артисты-исполнители были тоже подобраны замечательно и очень украсили концерт.
И вот последний звук замер, я с облаков с грохотом рухнула на землю, потом – свободный микрофон, я бормотала какую-то восторженную несуразицу, смешные комплименты, -- но как выразить то, что описанию не подлежит, а может, и подлежит, но я не в силах выразить?!
А потом мы толпой пошли к Вере на чай, вернее на джаз. Вот где она оторвалась, вот что было по-настоящему ее. И тут уже летали все, как на полотнах Шагала: и музыкант, и гости, и старенькое фоно, и даже маленькая квартира готова была раскрыть собственные стены и устремиться ввысь, ввысь, вверх по течению…
Вера оказалась талантливой не только в музыке, она, будучи уже далеко не в юном возрасте, прекрасно освоила компьютерную живопись. А ведь ранее она почти не рисовала, ну, возможно, в детстве, карандашом на бумаге, иногда, как любой ребенок, не предполагая даже, откуда может впоследствии выползти затаившийся талант…
Я не была ее близким другом. Мы встречались на концертах Веры, иногда у нее дома, и это всегда было интересно, необычно, небуднично, и всегда рядом был джаз – главное действующее лицо – песни, стихи… Позже появились и мини-выставки, а потом и очень достойные выставки Вериной графики. Сначала картинки – портреты очаровательных еврейских барышень разных типажей, мастей, стилей, возрастов, -- а затем появились и сюжетные картины. И в эти сюжеты всегда хотелось подсмотреть и пофантазировать о «до» и «после».
Жаль, что я не искусствовед, тут впору умопомрачительное эссе написать, и не только.
… У меня в руках книга Инессы Ганкиной «Плоскости времени». Все стихи проиллюстрированы Верой Готиной. Смотрю на сюжеты – и они начинают звучать. Сумасшествие птичье с утра, стук красных каблуков сквозь человеческую жизнь, луна в тумане снежных облаков и, конечно, маленький джем, такой международный, такой поэтический, и незабываемый.
Маэстро, брависсимо!
Галина Андрейченко,
поэт
Она была всегда
Я не помню, как познакомилась с Верой. Мне кажется, она была всегда. Понимание того, что я знала ее каких-то года два-три, дается мне с большим трудом. Она пронизывала собой все время и пространство. Такой она была – всеобъемлющей.
Потом, когда мы уже отмолились, отплакались и с горем пополам восстановили дыхание, было очень трудно привыкать ко всем этим «первая Ханука без Веры», «первый Новый год без Веры», «первый еврейский open-air». Без. Веры.
Вам уже сказали, что она была девчонкой? Так вот да, несмотря на свой солидный паспортный возраст, она была ею. Но при этом Вера была еще и очень взрослой дамой. Именно дамой. Поэтому я выскажусь так: Вера была контрастной. Она любила джаз и рок-н-ролл, но при этом как-то раз очень по-родительски пожурила меня за чересчур короткое платье. Готова была пить вино и говорить об искусстве ночи напролет, любила фокстроты, пританцовывала чарльстон, сидя за своим пианино, но всыпала мне «по первое» за мое проскользнувшее «не за что» в ответ на произнесенное ею «спасибо» и приучила говорить вдумчивое «на здоровье». Эти воспоминания я храню в отдельном уголке сердца, завернутыми в вату, чтобы не разбились.
Нет смысла говорить о том, что она ушла слишком рано и НЕ ДОписала, НЕ ДОиграла, НЕ ДОвыговорилась, НЕ ДО…все что угодно. Вера была артистом безграничного потенциала и развивалась всегда по спирали вверх. Она была бесконечна. В этом была ее сила.
Я верю в то, что в ее уходе есть милосердие. Ей больше не больно. Ей хорошо. А мы, - что же, - мы будем скучать всегда, и это нормально. Главное, чтобы в нашей памяти она продолжала танцевать и была такой же громкоголосой.
А если вдруг захочется расстроиться, вспомните ее легендарное, командирское «НЕ РАСКИСАТЬ!» И не раскисайте.
Вера, люблю.
Талантливый человек талантлив во всем
Вспоминая Веру Готину, хочется сказать: "Талантливый человек талантлив во всём". На одно из первых мест данных ей способностей я бы поставил природный музыкальный дар джазовой импровизации, который заметен и в некоторых её, казалось бы, далёких от джаза песнях. Хотя просто песнями совместное творчество композитора Веры Готиной с поэтами Инессой Ганкиной, Елизаветой Полеес, Ольгой Переверзевой я бы не называл. Более подходящее определение - "музыкально-поэтические композиции". Чаще всего это была свободная музыкальная форма, не укладывающаяся в рамки песенной формы. Да и сами композиции нередко кардинальным образом видоизменялись во время звукозаписи, которая становилась не просто техническим процессом запечатления подготовленных и отрепетированных заранее композиций, но и поиском новых творческих идей. Во время записи часто рождались новые идеи, предлагаемые не только Верой, но также музыкантами и вокалистами, пришедшими с ней для совместного музицирования. Вера как человек с хорошей интуицией быстро улавливала лучший вариант, давая добро на его использование. И за считанные минуты музыкальная оболочка композиций могла поменяться до неузнаваемости. Даже гармония иногда менялась. А найти новые гармонические цепочки для уже готовой мелодии - это Вера делала с ходу. Так же легко рождались у неё и мелодии. Часто во время репетиций появлялось ощущение драйва, которое от неё передавалось и другим музыкантам, пусть даже в ущерб музыкальному ритму, иногда страдавшему от такого энергетического всплеска. Но в итоге получалась ЖИВАЯ музыка.
Как человек Вера была проста и легка в общении. И несмотря на доставшиеся ей на жизненном пути трудности и испытания, она никогда не теряла чувства юмора. И эти качества в сочетании с горящей внутри неё жаждой творить помогали ей и в других музыкантах зажечь желание совместного творчества.
Ко всему перечисленному, пусть и достаточно поздно, Вера Готина открывает в себе художественный талант. Не боясь трудностей освоения компьютерных технологий, она начинает творить в новой для неё области искусства -- художественной, только инструментами стали не кисти-краски-мольберт, а компьютер и вдохновение. И за короткий срок она успела вызвать интерес к своим рисункам.
До последних дней, даже зная свой диагноз, она не опускала руки в ожидании ухода из этой жизни, продолжая оставаться генератором новых творческих задумок, стараясь успеть оставить после себя как можно больший след в этом мире.
Дмитрий Шишигин,
музыкант, аранжировщик, звукорежиссер